«Плата за выстрел»*
Б.Рябинин
*Сокращенный вариант. Опубликовано: Рябинин Б.С., 1966. О любви к живому. — М.: Просвещение. — С. 258—275.
Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты, в старые берданки и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен объяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле.
В школе не учат этому. Вспоминаю свою учительницу по ботанике и зоологии. Я получал у нее «пятерки». Я без запинки водил указкой по бумаге «с окунем в разрезе». Я знал, где у цветка пестик, где рыльце, где цветоложе. Я без ошибки называл цветы в запыленном школьном гербарии. Но я не знал, какие птицы водятся в нашем лесу за озером. Не знал, что совершаю преступление, отравляя мелкую рыбешку борной кислотой.
Природа в школьной программе и поныне представлена «окунями в разрезе», скелетами кроликов и взъерошенными чучелами птиц. И если, на беду, еще и сам учитель не отличает вороньего крика от сорочьего, если он не покажет ученикам, как по весне желтыми огнями цветет ива в низинах, если не поведет их в осенний лес и не расскажет, сколько поэтов посвятили ему прекрасных строчек, — из школы выходит плохо воспитанный человек. Он не умеет ни любить природу, ни правильно хозяйничать в ней.
Мы не можем развивать в себе чувство уничтожения, жажды убийства, не можем позволить убийства, кроме промыслового убийства, которое не является убийством (так же, как не является убийцей рабочий боен, вынужденный каждодневно обрывать жизнь существ, предназначенных в пищу человеку).
Зачем разжигать страсть истребления? Правильно было сделано замечание «Пионерской правде», поместившей фотографию директора школы, сплошь увешанного убитыми утками: что ему, директору, есть нечего, что он поубивал столько уток? Или нет у него другого занятия?
Надо понять одну истину. Человек зарезал курицу и съел. Убийство оправдано. Человек потопил слепых котят: они ему не нужны, никто их не берет. Взял, положил в ведро и залил водой. Оправдано? Оправдано. Но представьте, что он посадил бы тех же котят на забор и стал расстреливать. По сути — то же уничтожение ненужного. И тем не менее есть огромная качественная разница. Последнее — уже преступление, ибо тут присутствует идея убийства для забавы.
Вот так, ради забавы, очень, очень часто (слишком часто!) занимается пальбой молодежь. Начинается с рогаток, переходит на мелкокалиберку… Сначала страдают воробьи, вороны, галки, как якобы ненужные, вредные птицы; а после… С нашей точки зрения подобное должно рассматриваться как возбуждение низменных чувств человека. И вообще, как хотите, убивать ради спорта — преступление.
«Если бы люди решались на убийства животных лишь тогда, когда наступает крайняя пищевая необходимость. Всякое вожделение убийства когда-то должно быть остановлено» — говорит Рерих.
Запомнился рассказ: паренек ходил с отцом на охоту. Как интересно все было — и восход солнца, и кваканье лягушки, и громкое, вдруг наполнившее весь лес, глухариное чуфыканье… А когда отец убил глухаря, все померкло. Мертвая птица — мертвая не затрепещет крыльями, не вспорхнет на дерево, не зачуфыкает, не станет славить жизнь…
В. Песков в «Плате за выстрел» выразительно нарисовал безобразие, чинимое в лесу безответственными и недобрыми людьми, вооруженными ружьями. Он прав, говоря, что человек с ружьем становится нашим врагом. И правильно он ставит вопрос: «Не разумно ли перевести хотя бы четверть, а то и половину «ружейных конвейеров» на производство продукции, которая имела бы большой спрос и не наносила бы ущерба?» А то ведь, смотрите, что делается. В ряд с объявлением о секциях юных охотников я поставил бы и рекламу ружей.
Уже сейчас раздаются голоса, что надо запретить любительскую охоту. Охотники (настоящие охотники) пусть будут там, где рядом тайга, промысловые пустоши. Городские жители пускай найдут себе — если еще не нашли — другие развлечения на природе.
Промысловая охота регулируется, любительская — нет. Да, на практике получается так, несмотря на «обязательные» постановления, ограничения, дозволенные и недозволенные сроки и пр. Именно любитель ведь истребляет природу вокруг городов, именно он браконьерствует, буйствует шутя, часто даже не ведая того, что творит. Запрещайте не запрещайте, а получается так. Промысловик — тот бережлив, расчетлив, строг. И характерно, например, что в деревнях с промысловым населением, как правило, нет любительской охоты. Там население кровно заинтересовано в сохранении естественных богатств, от них зависит его собственное благополучие, достаток, и там не дадут палить «в белый свет», собирать яйца диких птиц, разорять гнезда. Нельзя рубить сук, на котором сидишь. Там берегут и порох, пыжи, дробь, другие припасы.
Средства истребления, техника истребления растут с катастрофической быстротой, и природа скоро уже будет не в состоянии восполнять убыль, если мы не позаботимся о ней.
Не надо сманивать людей на убийство. Не лучше ли вместо обществ юных истребителей иметь общество юных натуралистов. Приучать молодежь к походам в лес, но не с ружьем, нет. С фотоаппаратом, кинокамерой. Надо, чтобы дети почувствовали, что эти маленькие твари, обитающие в лесу или поле, а также и деревья, и травы, и рыбы — их подопечные, чтобы они, ребята, душевно полюбили их, увлеклись красотой живого. Надо, чтобы были натуралисты — почитатели натуры!
Более подробно о вреде любительской ( спортивной ) охоты можно прочитать в книге ” Брось охоту-стань человеком” http://www.
Пресс-служба КЭКЦ
06.05.2019 Рубрики: Нет - спортивной охоте!, Новости