Особо защитные лесные участки.Анализ, критика, предложения
В.Е.Борейко, КЭКЦ
Согласно ст. 41 Лесного кодекса Украины в лесах могут выделяться особо защитные лесные участки ( 1). По своей идее особо защитные лесные участки призваны защищать от рубок участки, имеющие важнейшее гидрологическое, климатическое, почвозащитное, историко-культурное , природоохранное значение. Они очень важны с точки зрения охраны биоразнообразия, так как могут быть еще одним действенным инструментом по защите редких видов флоры и фауны. К сожалению, в современные перечень таких участков входят только лесные участки возле токовищ глухарей и « особо охранные участки « заказников (2). Что касается глухарей-тут все понятно, но что такое « особо охранные участки « заказников – здесь возникает очень большой вопрос, так как этот термин не имеет юридического толкования и не содержится в базовом законе-Законе Украины « О природно-заповедном фонде Украины» и поэтому является фиктивным.
Специалисты, которые готовили Постановление Кабмина Украины от 2007 г, утвердившее нормативы создания особо защитных лесных участков, по всей видимости не очень были обеспокоены вопросом охраны биоразнообразия и дикой природы, ибо не только не придумали ничего нового, но даже наоборот, из старых нормативов утвержденных еще в 1995 г, выбросили « участки леса по берегам рек, заселенных бобрами», « участки леса с реликтовыми и эндемичными породами», а также еще « участки леса вокруг минеральных источников» (2,3).
К сожалению, в данные нормативы не вошли такие важные обьекты как « места обитания, размножения видов флоры и фауны, занесенных в Красную книгу Украины», а также « участки дикой природы».
Серьезными моментами, которые требуют своей аналитики и обсуждения, являются степень « защитности» этих особо защитных участков, а также порядок их создания.
К сожалению, в ст. 41 Лесного кодекса Украины четко сказано, что «за необхідності може бути повністю або частково заборонено застосування окремих видів і способів рубок» ( 1). Постановлением № 761 от 2007 г. в данных особо защитных участках запрещены только рубки главного пользования ( 4). На практике это означает, что в этих участках возможны другие сплошные рубки-например лесовосстановительные или санитарные, что сводит на нет всю природоохранную роль данных участков.Об єтом пишет и В.Ф.Сторожук (5).
Другим узким моментом является донельзя забюрократизированный порядок создания таких участков. Документы на их создание готовят только государственные лесоустроительные организации, потом идет согласование с постоянными лесопользователями, обладминистрациями, департаментами экологии. Лишь после этого областное управление лесного хозяйства принимает решение о выделении такого участка. Если постоянный лесопользователь не согласует-то такой участок создан не будет. Если лесоустроительная организация не обратит внимание на токовище глухарей-то токовище не попадет под охрану.
Поэтому эффективность создания особо ценных лесных участков в Украине является очень низкой и навряд ли имеет какое –либо эффективное значение для охраны тех же глухарей.
Предложения.
1. Расширить нормативы особо защитных лесных участков за счет « мест обитания, размножения видов флоры и фауны, занесенных в Красную книгу Украины», а также « участков дикой природы».
2. В ст. 41 Лесного кодекса Украины прописать запрет на любые виды рубок .
3. Повысить эффективность создания особо ценных лесных участков за счет упрощения процедуры их организации ( дать возможность готовить материалы также общественным экологическим организациям, научным организациям и т.п.), дать возможность облуправлениям лесного хозяйства создавать такие участки без каких-либо дополнительных согласований.
Литература
1. ЛІСОВИЙ КОДЕКС УКРАЇНИ
2.Про затвердження Порядку поділу лісів на категорії та виділення особливо захисних лісових ділянок , П О С Т А Н О В А Кабміну України від 16 травня 2007 р. N 733
3. Про затвердження Порядку поділу лісів на групи, віднесення їх до категорій захисності та виділення особливо захисних земельних ділянок лісового фонду , П О С Т А Н О В А Кабміну України від 27 липня 1995 р. N 557 .
4.Про врегулювання питань щодо спеціального використання лісових ресурсів, П О С Т А Н О В А Кабміну України від 23 травня 2007 р. N 761 .
5. Сторожук В.Ф.,2014, АНАЛІЗ ОРМАТИВНОГО ПОДІЛУ ЛІСІВ ЗА ФУНКЦІОНАЛЬНИМ ПРИЗНАЧЕННЯМ, HTTPS://WWW.GOOGLE.COM.UA/
6.Закон Украины « О природно-заповедном фонде Украины».
05.09.2017 Рубрики: Борьба за заповедность, Новости, Спасем украинский лес и редкие растения